©2017 Все права защищены Разработано в IMDESIGN

Вы здесь

Автотехническая экспертиза

Судебная автотехническая экспертиза (САТЭ) — род судебной инженерно-транспортной экспертизы, суть которой состоит в экспертном исследовании и установлении механизма ДТП и его обстоятельств, технического состояния ТС и дороги, психофизиологических характеристик его участников и их действий. Исследованию подвергаются материалы дела и результаты осмотра места происшествия и ТС, следы на них, сами ТС, их детали, узлы, агрегаты, системы, водитель и его действия, а также иные исходные данные.

Предметом САТЭ являются фактические данные о техническом ком состоянии ТС, дорожной обстановке на месте происшествия, действиях участников происшествия и их возможностях, механизме ДТП, а также об обстоятельствах, способствующих совершению преступления, которые устанавливает эксперт-автотехник на основе своих специальных познаний " материалов уголовного (гражданского) дела или административного материала.

САТЭ подразделяется на следующие виды:

  • судебная экспертиза обстоятельств ДТП;
  • судебная экспертиза технического состояния ТС;
  • судебная экспертиза следов на ТС и месте ДТП (транспортно-трасологическая диагностика), а также техническою состояния дороги, дорожных условий на месте ДТП.

Судебная экспертиза обстоятельств ДТП включает экспертное исследование дорожно-транспортных ситуации (ДТС), расчет параметров движения ТС, иных объектов и пешеходов в процессе ДТП, а также анализ действий и возможностей водителей.

Предмет судебной экспертизы обстоятельств ДТП — фактические данные об обстоятельствах ДТП, загруженности, механическом состоянии ТС, скорости его движения, покрытии проезжей части, его состоянии, продольном и поперечном профилях проезжей части, режиме движения ТС и т.д.

В рамках судебной экспертизы обстоятельств ДТП решаются следующие задачи:

  • определение скорости движения и других параметров транспортного средства ТС;
  • определение тормозного и остановочного пути, а также остановочного времени ТС;
  • определение удаления ТС, пешеходов и иных объектом от места ДТП в заданные органом (лицом) назначившим экспертизу моменты;
  • установление технической возможности предотвращения ДТП в заданные органом (лицом) назначившим экспертизу моменты;
  • определение взаимного расположения ТС в различные моменты ДТП;
  • определение времени преодоления ТС определенных участков пути;
  • установление момента возникновения опасности для движения, требующего принятия экстренных мер по предот­вращению ДТП (наезда на препятствие, столкновения ТС, оп­рокидывания и т.д.), если при этом необходимы специальные познания в проведении соответствующих расчетов, модели­рования и эксперимента;
  • определение взаимного положения ТС и препятствия в момент, когда водитель еще имел техническую возможность предотвратить происшествие;
  • определение того, как должен был действовать водитель в сложившейся ДТС с точки зрения обеспечения безопаснос­ти дорожного движения;
  • какие именно действия водителя по управлению ТС, на­чиная с момента возникновения опасности для движения, могли предотвратить ДТП и какими именно требованиями Правил дорожного движения (ПДД) они регламентированы;
  • определение соответствия действий водителя ТС требо­ваниям ПДД и иным нормативным документам, регламенти­рующим обеспечение безопасности дорожного движения:
  • установление технической возможности у водителя в момент, указанный органом (лицом), назначившим экспертизу, совершить действия, регламентированные ПДД для избежа­ния происшествия;
  • определение причинной связи между действиями (бездействием) водителя по управлению ТС и последствиями технического характера (наезд, столкновение, опрокидывание и т.п.) на основе использования технических данных и учета объективных закономерностей;
  • установление технической возможности предотвраще­нии ДТП не только по исходным данным, указанным орга­нам (лицом), назначившим экспертизу, но и по полученным экспертом расчетным путем результатам, в том числе и по нескольким вариантам обстановки происшествия, вытекающим из материалов дела. На противоречивость исследованных ва­риантов эксперт указывает в своем заключении;
  • определение причин и условий, связанных с организа­цией дорожного движения, способствующих совершению ДТП.

Судебная экспертиза технического состояния ТС включа­ет экспертное исследование технического состояния ТС, их систем, агрегатов, механизмов, узлов и деталей в целях уста­новления их работоспособности, причин и времени возник­новения неисправностей, а также возможности их обнару­жения.

Предметом судебной экспертизы технического состояния ТС являются фактические данные о техническом состоянии ТС, участвовавших в ДТП.

К задачам, решаемым данным видом САТЭ, относятся сле­дующие:

  • установление технического состояния ТС, их отдельных узлов, механизмов, систем, агрегатов;
  • установление причин и времени возникновения неисп­равности, возможности своевременного выявления их лица­ми, ответственными за техническое состояние ТС, влияния этих неисправностей на возникновение и развитие ДТП;
  • установление причинно-следственных связей между не­исправностью и ДТП, а также обстоятельств, способствую­щих возникновению неисправностей;
  • установление технической возможности предотвраще­ния ДТП (наезда, столкновения, потери устойчивости и т.д.) при определенном техническом состоянии ТС, их отдельных узлов, механизмов, систем, агрегатов в момент ДТП;
  • установление обстоятельств, связанных с техническим состоянием ТС, которые способствовали или могли способ­ствовать возникновению ДТП.

Отдельные из приведенных задач экспертизы техническо­го состояния ТС можно решить только в комплексе с метал­ловедческой экспертизой, а в отдельных случаях и с трасоло­гической экспертизой. К ним, в частности, относится задача установления причины (способа или инструмента) поломки деталей ТС.

Судебная экспертиза следов на ТС и месте ДТП (транспортно-трасологическая диагностика), а также технического со­стояния дороги, дорожных условий на месте ДТП фактически включает в себя два независимых вида САТЭ. При этом, су­дебная экспертиза следов на ТС и месте ДТП (транспортно-­трасологическая диагностика), это комплексное трасолого-автотехническое исследование ТС, различных объектов, следов и обстановки на месте происшествия в целях определения тра­ектории и характера движения относительно расположения ТС, пешеходов и других объектов до столкновения (наезда) и установления места столкновения (удара), наезда, опрокиды­вания. В свою очередь, экспертиза технического состояния до­роги, дорожных условий на месте ДТП — вид САТЭ, связан­ный с экспертным исследованием участка автомобильной до­роги, на котором происходит движение ТС непосредственно до и после происшествия, участка места происшествия, дорожных условий на этом участке, элементов ТС, взаимодействующих с дорогой, в целях установления связанных с ДТП фактических данных о строительных и эксплуатационных каче­ствах автомобильной дороги и ее элементов, дорожных условиях и окружающей среде, а также конструкции и состояния взаимодействующих с автомобильной дорогой элемен­тов ТС.

Предмет судебной экспертизы следов на ТС и месте ДТП - обстоятельства (фактические данные), устанавливаемые эк­спертом на основе исследования следов, возникающих на местах ДТП в результате воздействия ТС, иных материальных объектов, людей, животных. Предметом судебной эксперти­зы технического состояния дороги, дорожных условий на ме­сте ДТП являются фактические данные о строительных и эк­сплуатационных свойствах автомобильной дороги и ее эле­ментов, дорожных условиях и окружающей среды, а также параметры взаимодействия с элементами ТС, связанные с ДТП.

В рамках судебной экспертизы следов на ТС и месте ДТП решаются следующие задачи:

  • определение механизма ДТП;
  • установление механизма взаимодействия ТС при столк­новении;
  • установление механизма наезда на пешеходов (живот­ных) и неподвижные препятствия;
  • установление угла взаимного расположения ТС и на­правления удара в момент столкновения;
  • установление взаимного расположения ТС относитель­но границ и осевой линии проезжей части;
  • установление координат места столкновения ТС или ме­ста наезда на пешеходов;
  • установление факта движения или неподвижности ТС при столкновении в момент первично контактного взаимо­действия;
  • установление части ТС, которой нанесены повреждения потерпевшим;
  • определение по характеру повреждений на ТС места на­хождения потерпевшего в салоне, кабине ТС в момент столк­новения;
  • установление частей ТС, контактировавших между собой в первичный момент столкновения;
  • установление наличия, времени и причины повреждения шин ТС, гибких тормозных шлангов и резьбовых соединений;
  • установление факта возникновения неисправности деталей ТС после ДТП;
  • установление возможности получения механических повреждений имеющихся на транспортных средствах при вза­имном контактном взаимодействии.

В рамках экспертизы технического состояния дороги, дорожных условий на месте ДТП решаются следующие задачи.

  • установление основных квалификационных характеристик дороги. Особо важным и приоритетным является определение сцепных качеств автомобильных дорог в зависимости от типа и состояния их покрытия, других признаков диференциации;
  • установление технического состояния ее структурных элементов и дорожных условий;
  • определение соответствия (несоответствия) фактических квалификационных характеристик и технического состояния участка автомобильной дороги, на котором произошло ДТП, элементов исследуемой дороги и дорожных условий требованиям нормативно-технической документации (НТД).
  • установление причин и времени образования дефектов на дороге, угрожающих безопасности движения;
  • определение влияния снижения эксплуатационных ка­честв автомобильной дороги и ее структурных элементов на механизм ДТП;
  • установление уровня и качества информационного обес­печения водителя о дорожных условиях;
  • определение причинной связи между отклонениями ква­лификационных характеристик дороги и дорожных условий от требований НТД и происшедшим ДТП.

Судебная инженерно-психофизиологическая экспертиза водителя ТС - вид САТЭ, связанный с экспертным исследова­нием индивидуальных психофизиологических особенностей водителя на момент обследования, а также проявляющихся в различные периоды жизни обстоятельств психологического ха­рактера, которые могли способствовать возникновению ДТП, условий, в которых действовали водитель и другие участники ДТП непосредственно в момент происшествия, психических компонентов действий водителя (других участников происше­ствия), а также сведений о профессиональной деятельности водителя в целом и о ДТС, предшествовавшей ДТП.

Каждая из этих задач охватывает ряд подзадач, которые мо­гут решаться самостоятельно независимо от основной задачи.

Приведенный перечень не исчерпывает все решаемые САТЭ задачи. В зависимости от сложности ДТП он может иметь гораздо более широкий спектр задач